Отредактировано:01.10.11 21:38
ПЕРЕХОД, или О главном
У Руанны в дневнике зашел разговор о смерти и нашем страхе перед ней. Она очень талантливо, на мой взгляд, это описала:
[I]Но чем ближе подбираешься к этому неотвратимому порогу, тем больше жизнь представляется очередью к древнему стоматологу, в арсенале которого не современные анестетики и бормашины на сжатом воздухе, а кувалда и кузнечные клещи. И с каждым днём, месяцем, годом твоё появление в его кабинете всё неотвратимее. От тягучего ужаса сосёт под ложечкой. Завистливо глядишь на малыша, бегающего по коридору и окликаемого для порядка мамашей — тоже такой же пациенткой, как и ты. И количество людей перед тобой неуклонно уменьшается.
А когда уже осталось впереди только чьё-то пустое кресло с брошенной курткой, чей хозяин по каким-то своим соображениям не сдал её в гардероб, наступает оцепенение и пофигизм. Ноги становятся ватными, голова — пустой, вопли малыша — неразличимыми в общем гуле голосов. Вспыхивает лампочка — и ты заходишь в кабинет, выпадая при этом из реальной жизни и окунаясь в белое, позвякивающее, строгое… [/I]
Я даже не сразу стала излагать Руанне свои собственные взгляды, а сначала пошла почитать выдержки из Шопенгауэра с его палингенезией (теорией о том, что воля человека никогда не умирает, но проявляет себя опять в новых индивидах) и Шрёдингера с его открытым индивидуализмом. Нашла замечательный фрагмент одной из лекций Мераба Мамардашвили, который излагает взгляды Шрёдингера следующим образом:
[I]И Шрёдингер задавал такой вопрос: вот вам было 16 лет, и вас раздирали страсти. А что осталось от того «я», которое было носителем этих страстей? Как некое воплощение «я», ведь это были вы – вместе с вашим телом, с вашими переживаниями и т д., но вы же его не помните. А вы есть. Значит, вы – другое «я»! В каждый данный момент ваши прошлые «я» казались вам, что они самые важные, самые последние, а они сменились, даже не породив понятия смерти. Они все умерли, а термин «смерть» даже не возник, И, может быть, ваше «я» – сейчас – есть также воображаемый, воплощенный на несколько часов, на несколько дней или месяцев персонаж, который тоже сменится другим, как и все предшествующие персонажи. Зачем же, говорит Шрёдингер, бояться смерти? [/I]
Потом разговор у нас пошел о смерти близких, и тут меня осенило, что я еще ни слова не сказала от себя. И тогда написала следующее.
* * *
Я не Шредингер, как ни странно, и у меня свой взгляд на жизнь и смерть. Если очень коротко, то земная жизнь - это школа, смерть - выпускной экзамен, а дальше можно в универ пойти, можно в профтехучилище, можно работать устроиться. Там видно будет ) Это с одной стороны.
С другой стороны, мир, по моему разумению, един и неуничтожаем. Любое разрушение, как мы видим, есть только превращение материи, ее переход в другое состояние. Сознание, воля, интеллект, память, душа невидимы человеческому глазу, поэтому нам кажется, что при гибели тела они могут исчезнуть. Но мне кажется, что это не так.
Мы не умираем, мы точно так же переходим. Просто переход этот окутан тайной, а общение с теми, кто перешел, для живых затруднительно. Вот это и вызывает горе, когда близкие уходят от нас. На самом деле они остаются с нами, но об этом не все знают. Остаются их чувства, их слова, запавшие в душу, их любовь, которая точно так же условно-материальна, как душа.
Смерть физическая - неизбежна. Можно научиться отпускать тех, кто ушел. И жить дальше с пониманием того, что жизнь продолжается - и для нас, тех, кто остался, и, как ни парадоксально, для них тоже. Жизнь бесконечна - вместе с Вселенной.
* * *
Честно сказать, я все это много раз высказывала вслух, но ни разу не излагала письменно. Получилось довольно сжато, так что если кому будет интересно, можно продолжить в комментариях.